Юридическая фирма ФOСБИ® специализируется на предоставлении юридических и бухгалтерских
услуг бизнесу, а также оказывает всестороннюю помощь физическим лицам.

Приватизация земельного участка

Приватизация земельного участка

Право на приватизацию земли имеют граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом –  ст. 36 Земельного Кодекса РФ.


При этом необходимо понимать, что являться собственником здания, означает иметь свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, а не просто построить здание и владеть им.


Существует также определенный порядок оформления земельного участка в собственность, через органы местного самоуправления, то есть Администрацию муниципального образования. Для рассмотрения вопроса о передаче в собственность земельного участка, кроме заявления на имя руководителя Администрации, еще необходимо представить следующие документы для приватизации земельного участка:

  • Уведомлении об отсутствии зарегистрированных прав в ЕГРП на земельный участок
  • Кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, содержащая сведения о категории земель и виде разрешенного использования
  • Ситуационный план земельного участка в масштабе 1:2000
  • Кадастровый паспорт на объект недвижимости (дом или иное здание), с указанием кадастрового номера земельного участка, в границах которого расположен объект недвижимости (п.1.7 кадастрового паспорта)
  • Свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости (дом или иное здание), расположенный в границах испрашиваемого земельного участка
  • Выписка из ЕГРП о правах на объект недвижимости (дом или иное здание), расположенный в границах испрашиваемого земельного участка, выданная не позднее, чем за месяц до момента обращения
  • Заключение территориального отдела Управления Роспотребнадзора о расположении земельного участка относительно 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  • Копия паспорта заявителя

Оформление (приватизация) садового, дачного участка

В настоящее время многие наши граждане сталкиваются с такой проблемой, как оформление дачного, садового земельного участка в собственность, когда на руках отсутствуют документы подтверждающие право собственности и как следствие из этого - это возможность распоряжаться этим участком, а именно:

  • продавать,
  • дарить,
  • закладывать в банк,
  • передавать по наследству близким.

В отличии от приватизации земельного участка в границах населенного пункта, приватизация земельного участка, расположенного в границах некоммерческого объединения граждан предусмотрена Федеральным законом от 30 июня 2006 года № 96-ФЗ " О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который не редко называют "Дачной амнистией".

Как в ситуации с приватизацией земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, здесь так же необходимо в первую очередь обратится в Администрацию, и только если Администрация откажет, тогда обращаться в суд. К заявлению на имя руководителя Администрации прикладываются следующие документы:

  • кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, содержащая сведения о категории земель и виде разрешенного использования, а так же координаты и уточненную площадь;
  • заключение правления Объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином;
  • надлежаще заверенные копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий некоммерческому объединениею (Государственный акт, Свидетельство на земли общего пользования, Постановление об отводе земельного участка Объединению);
  • надлежаще заверенная копия устава объединения (заверяется председателем или нотариусом);
  • выписка из протокола общего собрания об избрании Председателя правления Объединения;
  • выписка из протокола общего собрания о принятии гражданина в члены Объединения;
  • выписка из протокола общего собрания о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемы земельный участок;
  • заявление Председателя правления Объединения об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок;
  • надлежаще заверенный фрагмент генерального плана (заверяется председателем);
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (дом или иное здание), расположенный на испрашиваемом земельном участке (ПРИ НАЛИЧИИ).

Помощь в приватизации земли через суд

Российское земельное законодательство достаточно подробно регулирует процедуру выкупа (приватизации) земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости. Однако, как показывает практика, избежать сложностей удается очень немногим собственникам.

Наиболее распространенными проблемами, возникающими во время приватизации земельных участков, является отказ уполномоченных органов (будь то органы местного самоуправления, или органы государственной власти), имеющих право на заключение необходимого договора купли-продажи земельного участка и бездействие этих органов.

Отчуждение земельных участков в собственность на данный момент не является выгодным для вышеупомянутых органов, потому как на территории России действуют льготные ставки на приватизацию земли. Очевидно, что экономически выигрывают собственники объектов недвижимости, выкупающие землю.

Не стали исключением в этом вопросе Москва и Московская область, где, как и в других регионах России, чиновники стараются затягивать с решением о выкупе и подписанием договора купли-продажи.

Существует два варианта развития ситуации: или арендаторы и землепользователи начинают бороться за свои попранные права, или же они подчиняются решениям уполномоченных органов.

Самый действенный способ защиты прав землепользователей и арендаторов в Москве и Московской области - это обращение в судебные инстанции за тем, чтобы заставить органы местного самоуправления или государственной власти следовать букве закона и позволить арендаторам и землепользователям приватизировать земельные участки.

Закон четко регламентирует судебную процедуру, а также время, отведенное на ее проведение. Если сравнивать ее с процедурой принятия решения о выкупе земельного участка уполномоченным органом, то прозрачность первой является неоспоримо выше. Кроме того, решение суда, которое не устроит истца, всегда может быть обжаловано в вышестоящей судебной инстанции.

В ряде случаев судебная защита может стать единственной возможностью восстановить нарушенные права собственников объектов недвижимости. К таким случаям следует отнести:

  • договор купли-продажи земельного надела заключается по цене, которая не соответствует закону и является завышенной;
  • выкупаемый надел земли урезают (уменьшают) по площади («по фундаменту» объектов недвижимости, которые находятся на данном участке);
  • уполномоченный орган или отказывает в выкупе участка земли, или уклоняется от него.

Юристы фирмы «ФОСБИ®» (Фонд Содействие Бизнесу), имеющие огромный опыт в положительном разрешении подобных вопросов, могут оказать помощь практически по всему их спектру, будь то:

  • проведение устных и письменных консультаций по вопросам, связанным с защитой прав собственников недвижимого имущества, как в случае получения ими в уполномоченных органах отказа в выкупе (приватизации) надела земли, так и в случае бездействия вышеупомянутых органов;
  • выступление в судебных инстанциях на стороне истца по делам, связанным с признанием незаконными, как отказа органов местного самоуправления или государственной власти в выкупе участка земли (приватизации земельных участков), так и бездействия этих органов, а также с понуждением заключения договора купли-продажи спорного участка земли;
  • защита в судебных инстанциях интересов землепользователей и арендаторов, по исковым заявлениям, связанным с оспариванием размера цены выкупа надела земли;
  • защита в судебных инстанциях интересов собственников объектов недвижимости в делах, связанных с оспариванием границ спорных участков земли, а также с их незаконным изменением;
  • представление в судебных инстанциях интересов землепользователей и арендаторов, вытекающих из реализации их законных прав на приобретение ими в частную собственность тех участков земли, на которой расположена их недвижимость.